Конфликты между врачами и пациентами в сфере дерматовенерологии

В связи с изменениями законодательной базы, касающимися медицинской деятельности и появлением новых законов, регламентирующих и защищающих права пациентов, отмечается резкий рост жалоб со стороны пациентов и желание последних отстаивать свои права в суде. Данное явление обусловлено также активностью страховых компаний и средств массовой информации, которые настоятельно рекомендуют при малейшем несогласии с проводимым врачом обследованием и лечением обращаться в судебные органы.

Так, с 1996 по 1998 года в России центром судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения РФ всего было проведено 2436 комиссионных экспертиз, касающихся качества лечения, из них 52,7% по уголовным делам. За период с 1998 по 2001 года отмечается увеличение количества гражданских исков пациентов, предъявляемых к медицинским работникам с целью компенсации физического и морального ущерба в 10 раз, по сравнению с предыдущими годами. Появилась новая разновидность пациента — «пациент — рэкетир».

Для уменьшения конфликтных ситуаций возникла потребность в применении научно разработанных методов оценки и контроля за качеством оказания медицинской помощи. Этой проблеме было уделено серьезное внимание, о чем свидетельствует серия работ, в которых рассматривались вопросы правового регулирования взаимоотношений между врачом и пациентом, медико-экспертной оценки деятельности медицинских работников, социологические аспекты конфликта.

О существовании конфликтных ситуаций между врачами-дерматовенерологами и пациентами свидетельствуют публикации, показывающие резкое увеличение количества жалоб пациентов на качество оказания дерматовенерологической помощи и количество проведенных экспертиз. Так, в 2003 году только в г. Москве было проведено 30 судебно-медицинских экспертиз по данной специальности, которые заняли третье место среди экспертиз по так называемым «врачебным» делам с тенденцией их роста.

Результаты исследований В.А. Игликова показали, что в Уральском федеральном округе количество обоснованных жалоб пациентов на качество работы дерматовенерологической службы увеличилось с 43,2% в 2000 году до 53,1% в 2004 году. За указанный период также отмечается рост исковых заявлений в суд в 3,4 раза. При этом число судебных решений в пользу пациентов возросло в 4,3 раза и в 2004 году этот показатель составил 72,8%.

Проведенные научные исследования посвящены изучению отдельных вопросов диагностики и лечения в дерматовенерологии. Имеется лишь одна диссертационная работа, в которой показаны концептуально аспекты проблемы качества оказания дерматовенерологической помощи, касающейся уровня правовой осведомленности врачей-специалистов и оценки их деятельности пациентами, влияние этих факторов на качество этой помощи. Вместе с тем, в этой работе не нашли своего отражения частные аспекты, связанные с оказанием специализированной помощи больным дерматозами, а именно: не изучены и не систематизированы ошибки и упущения, допускаемые врачами на этапах диагностики и лечения, уровень их правовой грамотности и профессиональной подготовки, роль заведующего отделением и администрации диспансера при разрешении возникших конфликтных ситуаций между врачом и пациентом.

Впервые в дерматовенерологии на основании комплексного исследования систематизированы профессиональные ошибки и дефекты, связанные с оказанием медицинской помощи больным дерматозами, а также разработаны меры по их предупреждению.

Разработан комплекс мер, направленных на предупреждение причин конфликтных ситуаций при оказании дерматовенерологической помощи больным дерматозами и повышение уровня правовой грамотности врачей-дерматовенерологов.