Защита пациентов

Многие авторы признают неизбежность совершения врачом ошибок.

Даже если всё сделано правильно с точки зрения медицины, юридические и психологические огрехи во взаимоотношениях с пациентом могут привести к серьёзным последствиям для лечащего врача и всего медицинского учреждения.

Врач постоянно принимает большое количество мгновенных решений. При этом на него возлагается огромный груз моральной, материальной и юридической ответственности.

В.В. Сергеев, С.О. Захаров (2000) по данным проведённого ими среди врачей анкетирования пришли к выводу, что в последнее время в отечественной медицине всё большее распространение получает феномен, известный за рубежом как «defensive medicine» (защитная медицина). Этот феномен заключается в предпочтении врачами методов диагностики и лечения по принципу минимизации вероятности потенциальных рисков, а не эффективности, целесообразности и достаточности.

Основными источниками права по вопросам гражданской ответственности медиков являются действующие на территории России «Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан» (от 22 июля 1993 года) и закон «О защите прав потребителей» (от 7 февраля 1992 года). В соответствии с этими законами пациент практически всегда прав и имеет возможность требовать даже через суд не только возмещения ущерба по поводу причиненного вреда своему здоровью (по объективным медицинским показателям), но и морального ущерба, стоимость которого может многократно превышать стоимость первого.

И.С. Мыльникова (1995) утверждает, что современные иски пациентов характеризуются тем, что требуют в первую очередь возмещения морального ущерба. Права же врачей остаются практически незащищёнными. Этот факт констатируют многие авторы.

По мнению А.А. Кубановой, Л.И. Тихоновой (2004) профессия медицинского работника в современных условиях обретает новое качество, становится полем не только законодательного регулирования, но и повседневного юридического контроля. Именно право пациентов становится одним из самых значимых вопросов, стающих в ходе преобразований в здравоохранении.

Указанные авторы считают, что одной из первоочередных задач для развития дерматовенерологической службы является подготовка нормативно-правовых документов в соответствии с современными требованиями.